Главная » 2018 » Август » 18 » По ту сторону экрана
11:37
По ту сторону экрана

Помните, как в известном мультфильме Карлсон никак не мог понять, как люди умещаются в таком маленьком ящичке – телевизоре? Конечно, сегодня никому не нужно объяснять такие простые истины. Но заглянуть по ту сторону голубого экрана было бы интересно любому. Нашей землячке Марине Вишняковой удалось не просто  это сделать, но и стать непосредственным участником телевизионного процесса – она работает корреспондентом программы «Контрольная закупка» на Первом канале. В кадре ее увидишь нечасто – специфика работы. Но когда в передаче эксперт дает полезные советы о товаре, и при этом смотрит он куда-то в сторону, а не на камеру, то знайте: вполне возможно, что там стоит именно Марина.

– Марина, расскажите немного о своем творческом пути. Сразу ли вам удалось найти свое место в профессии?
– Два года назад я получила степень бакалавра в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (телевизионная журналистика), а в этом году окончила там же и магистратуру по программе «Теория и экономика цифровых медиа». На первом-втором курсах я стажировалась и в газетах, и в информационных агентствах, и на телевидении – снимала новостные сюжеты. А с третьего курса начала работать. Сначала в небольшой организации, которая занимается экологическим просвещением, затем выпускающим редактором на деловом портале, успела даже побывать в рекламном агентстве, где мы снимали тематические ролики для YouTube. А последние полтора года я – в «Контрольной закупке».
– Многие думают, что программа «Контрольная закупка» состоит исключительно из экспертиз и поиска победителей среди продуктов. Но ведь на самом деле это лишь часть передачи… 
– Да, там есть еще сюжеты, различные рубрики. Например,  «Цена и качество» – рубрика, в которой даются советы по выбору качественного товара, способы распознать уловки производителей и, напротив, выявить лучший продукт на прилавке. «Звездный холодильник», когда ведущие в сопровождении съемочной группы отправляются в гости к знаменитым людям – спортсменам, актерам, музыкантам – и изучают их гастрономические предпочтения, спрашивают о любимых и нелюбимых продуктах, рецептах, знакомятся с домочадцами и просто говорят о жизни. «Берем под контроль» – в этих сюжетах уже сами знаменитые люди отправляются с нами на какую-нибудь фабрику, завод или небольшое производство, где изучают, как производится какой-нибудь продукт, общаются с технологами, пробуют делать его самостоятельно. 
Я как раз один из тех людей, кто эти сюжеты снимает. Формально моя должность называется корреспондент. Но на деле ты выполняешь и продюсерские задачи, и режиссерские, и реквизиторские. 
– Думаю, нашим читателям будет     интересно узнать, как проходят съемки. Раскройте немножечко «кухню» передачи. 
– Для большинства сюжетов мы записываем интервью с экспертами – технологами, шеф-поварами, представителями отраслевых организаций. Для этого я ищу необходимых специалистов, договариваюсь с ними о съемке, обговариваю интересующие меня вопросы, договариваюсь о месте съемки (супермаркет, ресторан, производство), заказываю реквизит. А затем вместе со съемочной группой, состоящей из двух операторов, видеоинженера, звукоинженера и администратора, отправляемся на саму съемку. 
На месте нужно сообща с командой грамотно выстроить кадр, следить за тем, что говорит эксперт, задавать правильные вопросы, поправлять его, чтобы получить необходимую для сюжета информацию, а также дать правильное задание операторам, чтобы получить нужный видеоряд, не забыть о подсъеме всех важных деталей и т. п. 
Например, тот же сюжет в рубрику «Берем под контроль» («Производство со звездой») нельзя просто поехать и снять. Для начала нужно найти производство – завод или небольшой цех, в котором делают нужный продукт и которые готовы показать нам все секреты его приготовления, нарушить свой отлаженный процесс съемочным хаосом. А когда на производство, где все отлажено как часы, приезжает съемочная группа из восьми-девяти человек, иначе и быть не может. Если «герой» программы – ряженка или докторская колбаса, то договориться с производителем «сложно, но можно» – все-таки такие популярные продукты делают многие. А вот найти тех, кто готовит бастурму или ромовую бабу, уже задачка не из простых. Когда все организационные вопросы обговорены, вместе с приглашенным известным человеком едем на производство и снимаем там почти целый день все технологические этапы от и до. Совсем недавно мы побывали на производстве мороженого – попробовали пломбиры с перцем чили, сельдереем и даже углем (хорошо, что с пищевым, а не каменным).
Потом все съемки расшифровываются, и пишется текст. Его правит редактор, ведущие начитывают, режиссеры монтажа «перекрывают» звук отснятыми нами  видео – и получается готовый сюжет, который показывают в эфире. Это, в общем-то, непрерывный процесс, в работе одновременно находится около восьми сюжетов.
– Работа на телевидении не только интересна, но и весьма непредсказуема. Ведь приходится иметь дело с самыми разными людьми, а в вашем случае и с недобросовестными продавцами. Всегда ли вам удается воплотить в жизнь сценарий съемок? 
– Самые непредсказуемые съемки – это сюжеты в рубрике «Горячая линия» и «Контрольный рейд». В первом случае мы обычно помогаем покупателям, которые звонят на горячую линию программы, если купили некачественный товар, или в случае, если продавец/производитель как-то нарушил их права. А во втором – проверяем магазины, следим, чтобы в них не продавали просроченные продукты, обращаем внимание на условия хранения, чистоту и опрятность.   Моя задача – обратить внимание на нарушения, призвать к ответу и убедить исправить ошибки. 
Естественно, далеко не все продавцы и производители встречают нас с распростертыми объятиями, и не везде съемочной группе рады. На моих коллег как-то даже с кулаками набрасывались, пытались закрыть в подсобке, выключали свет, ругали на чем свет стоит. Мне, к счастью, в этом плане не доставалось, все удалось решать полюбовно. Особенно приятно потом слышать слова благодарности от телезрителей, которым у нас получается помочь. Так что все эти «страдания» не зря. 
Вообще на съемках всегда и все идет не по плану. На заводах обязательно именно в процессе съемки обесточиваются и встают все производственные линии, кто-нибудь из группы регулярно съедает нужный реквизит. 
А однажды, чтобы снять красивый кадр сбора грибов, пришлось их предварительно купить на рынке, посадить на подмосковной лужайке и только потом «срезать». Ну, вот неурожайные леса оказались в столице, ничего не поделаешь. 
А совсем недавно нам на голову прямо во время съемки чуть не приземлилась люстра. Осветительные съемочные приборы сильно нагреваются, но о том, что потолки в комнате натяжные, никто не подумал. В общем, за пару секунд небеса над нами буквально разверзлись, потолок расползся прямо на глазах. 
– В процессе работы вам приходится пересекаться с известными личностями. Каковы они в жизни? Так ли заносчивы и высокомерны, как принято считать?
– В работе, естественно, мы взаимодействуем и с ведущими, и с известными людьми, которые участвуют в съемках. Сразу всех и не вспомнишь, среди прочих снимали с ребятами Ангелину Вовк, Александра Панайотова, Левона Оганезова, Бориса Грачевского, Любовь Успенскую, Стаса Костюшкина, иллюзионистов братьев Сафроновых. С большинством работать легко, обычно вся эта звездная заносчивость и высокомерие – скорее стереотип, который далек от истины. Практически все доброжелательны, некоторые предлагают попробовать какую-нибудь стряпню или даже выпить чего-нибудь горячительного. Например, Костюшкин агитировал всю съемочную группу рискнуть и попробовать струю бобра – какое-то чудодейственное народное средство. Баночку с этим добром открыли, и уже от чудовищного запаха мы готовы были лечь штабелями, так что кроме ведущей Натальи Семенихиной никто большого желания попробовать его не изъявил. Отдувалась за всех она. Кажется, эта мучительная дегустация была и в эфире.  

 

«Контрольная закупка» стартовала в эфире Первого канала 11 сентября 2006 года, став в своем жанре одним из самых успешных и рейтинговых ТВ-проектов России. Телепередача выходит под слоганом «Мы не делаем рекламу. Мы делаем контрольную закупку!». В передаче проводятся экспертизы товаров от разных производителей. Эксперты из народа, а также опытные эксперты пробуют товары и оценивают их. Эту программу можно назвать энциклопедической – с ее помощью зрители узнают практически все о том или ином товаре, получат медицинскую и историческую справку, практический совет и даже юридическую поддержку. Программа периодически становилась поводом для судебных разбирательств со стороны производителей товаров народного потребления. Ведущие – Антон Привольнов и Наталья Семенихина.

 


– Марина, вы сказали, что на съемкам все всегда идет не по плану. Но и в вашей жизни произошло не так, как вы планировали? Вы же готовились стать врачом?
– Во время учебы в школе №87 г. Абдулино мы с педагогом Татьяной Ивановной Тулиной делали школьную газету «Относительно нас». Писала в нее разные материалы, и часть из них публиковались в «Малой Родине». В старших классах немного занималась телевидением – делали несколько выпусков с Ларисой Алексеевной Ростовцевой для молодежной программы на местном телеканале. Но, несмотря на всю эту активность, на журфак я не собиралась. В 9 классе сдавала химию с биологией, их же планировала сдавать и в 11 для поступления в медицинский. И весь 11 класс металась, потому что не могла понять, а хочу ли я вообще в этот медицинский или нет? В общем, мучилась до марта где-то, а со мной добрая половина учителей и семья. В итоге поменяла ЕГЭ только в начале весны с биологии/химии на английский и литературу и начала спешно готовиться с Таисией Ивановной Моисеевой и Людмилой Геннадьевной Токмаковой. 
Мечтала учиться в Санкт-Петербурге, поэтому со сданными ЕГЭ поехала поступать в СПбГУ. А так как пересадка была в Москве, решила заодно и в МГУ подать (чем черт не шутит). В общем, недели 3-4 я каталась между городами, сдавала вступительные творческие испытания. В Питере результаты опубликовали раньше всех. Когда узнала, что поступила, все начали говорить: хватит уже сдавать, нервничать, оставляй документы в университете своей мечты и возвращайся домой. А мне уже как-то жалко стало отлично пройденный первый письменный этап в МГУ, поэтому решила ехать и на устный тур. В итоге поступила и в СПбГУ, и в МГУ. И снова начались метания. Но все же выбрала Москву. 
Хочется огромное спасибо сказать всем моим преподавателям. Потому что без них вряд ли что-то с МГУ и журфаком вышло.
Подготовила Г. БАЙМУРАТОВА.

   

Категория: СТАТЬИ | Просмотров: 31 | Добавил: МРодина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar